вторник, 15 ноября 2011 г.

Как написать Equatable или Comparable тип

Не редко возникает необходимость добавить к типу данных, созданных вами, возможности для сравнения экземпляров друг с другом или с другими объектами. В C#, так уж повелось, это не самая простая операция, чреватая и ошибками и избыточным кодом. Связано это с тем, как мне кажется, что в различных источниках приведены самые разные "паттерны" реализации сравнения и люди, начитавшись (кто-то больше, кто-то меньше) иногда смешивают подходы в одном примере с подходами в другом да добавляют ещё и что-то от себя лично :) Таким образом "паттерны" размножаются, служа пищей для размышления и источником вдохновения для следующего поколения программистов, которые читают доставшийся им код, другие публикации и придумывают свои "паттерны".

Так же, свою руку к путанице, на первый взгляд, приложили и сами разработчики дотнета, описав "запутанные" правила, по которым должно быть реализовано сравнение (смотрите Notes to Implementers /* Даже адрес по ссылке заканчивается на "АК-47", даже на два :о) */). Но это только так кажется, на самом деле правила весьма просты и, наоборот, позволяют просто и безошибочно реализовать сравнения.

Большой вклад по привлечению к обозначенной проблеме широкой общественности внёс Чистяков Влад (VladD2) в своей статье "Багодром: Реализация операторов сравнения", наглядно продемонстрировав, на сколько неприятны могут быть последствия плохой реализации и предложив надёжный "паттерн" решения. Ниже я лишь где-то упрощу, а где-то усложню предложенный способ (обратите внимание, что предложенный в статье способ следует использовать только для reference-типов), а так же предложу способ, который следует применять с value-типами.

Тренироваться будем на следующих типах, к которым сначала добавим возможность сравнения на равенство, а затем на больше-меньше.

using System;

internal struct MyValue
{
 public MyValue(int first, int? second) : this() {
   First = first;
   Second = second;
 }

 public int First { get; private set; }
 public int? Second { get; private set; }
}

internal sealed class MyData
{
 public MyData(string name, MyValue value) {
   Name = name ?? String.Empty;
   Value = value;
 }

 public string Name { get; private set; }
 public MyValue Value { get; private set; }
}

Мы переопределим методы Equals(object) и GetHashCode(), добавим реализацию IEquatable<>, а так же переопределим операторы == и !=. Причём собственно реализация сравнения будет находиться лишь в двух методах: Object::GetHashCode() и IEquatable<T>::Equals(T) и всё остальные вызовы будут переадресованы туда и их реализация и будет "паттерном", не зависящим от логики сравнения.

internal struct MyValue : IEquatable<MyValue>
{
 public MyValue(int first, int? second) : this() {
   First = first;
   Second = second;
 }

 public int First { get; private set; }
 public int? Second { get; private set; }

 public override bool Equals(object obj) {
   return obj is MyValue && Equals((MyValue)obj);
 }

 public override int GetHashCode() {
   return First.GetHashCode() ^ Second.GetHashCode();
 }

 #region IEquatable<MyValue> Members

 public bool Equals(MyValue other) {
   return First == other.First && Second == other.Second;
 }

 #endregion IEquatable<MyValue> Members

 public static bool operator ==(MyValue left, MyValue right) {
   return left.Equals(right);
 }

 public static bool operator !=(MyValue left, MyValue right) {
   return !(left == right);
 }
}

internal sealed class MyData : IEquatable<MyData>
{
 public MyData(string name, MyValue value) {
   Name = name ?? String.Empty;
   Value = value;
 }

 public string Name { get; private set; }
 public MyValue Value { get; private set; }

 public override bool Equals(object obj) {
   return Equals(obj as MyData);
 }

 public override int GetHashCode() {
   return Name.GetHashCode() ^ Value.GetHashCode();
 }

 #region IEquatable<MyData> Members

 public bool Equals(MyData other) {
   return other != null
     && Name == other.Name
     && Value == other.Value;
 }

 #endregion IEquatable<MyData> Members

 public static bool operator ==(MyData left, MyData right) {
   return Equals(left, right);
 }

 public static bool operator !=(MyData left, MyData right) {
   return !(left == right);
 }
}

Разница между реализацией в значимом и ссылочном типах следующая:

  • Проверка типа аргумента в значимом типе в реализации Object::Equals(object) "двойная" - сначала посредством is, а потом при приведении типа, но по-другому никак. С сылочным типом ситуация лучше - тут используется оператор as, который одновременно и проверяет тип и делает приведение типа. Причём, если тип аргумента не подходящий, as вернёт null, а эта ситуация рассматривается в следующем пункте.
  • При реализации IEquatable<T>::Equals(T) в ссылочном типе всегда проверяйте аргумент на null и возвращайте false если проверка удалась, ибо "x.Equals(null) returns false" (Notes to Implementers).
  • Реализация оператора "==" проста - в значимом типе мы просто вызываем экземплярный типизированный Equals, а в ссылочном - статический Object::Equals(object, object), который сначала проверит аргументы на null, а потом вызовет тот же самый экземплярный типизированный Equals (только если оба аргумента не пустые). Почему-то разработчики часто забывают об этом удобнейшем методе и самостоятельно выписывают велосипеды a-la
    if(ReferenceEquals(left, null)) {
      return ReferenceEquals(right, null);
    } else if(ReferenceEquals(right, null)) {
      return false;
    }//if
    или
    if((object)left == null) {
      return (object)right == null;
    } else if((object)right == null) {
      return false;
    }//if
    что совершенно не требуется.
Отдельно надо остановиться на следующем моменте: часто можно видеть при реализации равенства в ссылочном типе проверку, что мы сравниваем объект с самим собой. Виноват в этом, мне кажется, Джеффри Рихтер, начавший с этого соответствующую главу своей книги. Я этим обычно не пользуюсь, ибо 1) не часто приходится сравнивать объекты друг с другом и большого выигрыша не получается 2) на каплю, но усложняется логика сравнения, что, учитывая пункт первый, становится не нужным. Однако, если вы считаете, что такое сравнение добавит вам производительности, то реализация IEquatable<T>::Equals(T) может быть примерно такой:
public bool Equals(MyData other) {
  return RefenrenceEquals(other, this) || other != null
    && Name == other.Name
    && Value == other.Value;
}

Для завершения раздела о реализации равенства скажу, что сравнение незапечатанных (обратили внимание, что класс MyData обозначен как sealed?) ссылочных типов достойно отдельной статьи.

Наконец, для упрощения написания этих шаблонных методов я использую сниппеты. Первый добавляет реализацию для значимого типа:

<CodeSnippets xmlns="http://schemas.microsoft.com/VisualStudio/2005/CodeSnippet">
 <CodeSnippet Format="1.0.0">
   <Header>
     <Title>Implements IEquatable<> interface for a value type</Title>
     <Shortcut>eqstruct</Shortcut>
     <SnippetTypes>
       <SnippetType>Expansion</SnippetType>
     </SnippetTypes>
   </Header>
   <Snippet>
     <Declarations>
       <Literal Editable="false">
         <ID>TypeName</ID>
         <Function>ClassName()</Function>
       </Literal>
       <Literal Editable="false">
         <ID>NotImplementedException</ID>
         <Function>SimpleTypeName(global::System.NotImplementedException)</Function>
       </Literal>
     </Declarations>
     <Code Language="CSharp">
<![CDATA[public override bool Equals(object obj) {
  return obj is $TypeName$ && Equals(($TypeName$)obj);
}

public override int GetHashCode() {
  throw new $NotImplementedException$();
}

#region IEquatable<$TypeName$> Members

public bool Equals($TypeName$ other) {
  // Add you equals logic
  //return $end$;
  throw new $NotImplementedException$();
}

#endregion IEquatable<$TypeName$> Members

public static bool operator ==($TypeName$ left, $TypeName$ right) {
  return left.Equals(right);
}

public static bool operator !=($TypeName$ left, $TypeName$ right) {
  return !(left == right);
}
]]>
     </Code>
   </Snippet>
 </CodeSnippet>
</CodeSnippets>

Второй - для ссылочного типа:

<CodeSnippets xmlns="http://schemas.microsoft.com/VisualStudio/2005/CodeSnippet">
 <CodeSnippet Format="1.0.0">
   <Header>
     <Title>Implements IEquatable<> interface for a reference type</Title>
     <Shortcut>eqclass</Shortcut>
     <SnippetTypes>
       <SnippetType>Expansion</SnippetType>
     </SnippetTypes>
   </Header>
   <Snippet>
     <Declarations>
       <Literal Editable="false">
         <ID>TypeName</ID>
         <Function>ClassName()</Function>
       </Literal>
       <Literal Editable="false">
         <ID>NotImplementedException</ID>
         <Function>SimpleTypeName(global::System.NotImplementedException)</Function>
       </Literal>
     </Declarations>
     <Code Language="CSharp">
<![CDATA[public override bool Equals(object obj) {
  return Equals(obj as $TypeName$);
}

public override int GetHashCode() {
  throw new $NotImplementedException$();
}

#region IEquatable<$TypeName$> Members

public bool Equals($TypeName$ other) {
  // Add you equals logic
  //return other != null && $end$;
  throw new $NotImplementedException$();
}

#endregion IEquatable<$TypeName$> Members

public static bool operator ==($TypeName$ left, $TypeName$ right) {
  return Equals(left, right);
}

public static bool operator !=($TypeName$ left, $TypeName$ right) {
  return !(left == right);
}
]]>
     </Code>
   </Snippet>
 </CodeSnippet>
</CodeSnippets>

Реализация сравнения на больше-меньше будет заметно легче - в ней нет подводных камней, достаточно всё сделать аккуратно. Следующий пост постараюсь посвятить ей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий